Памятка потребителю. Услуги каршеринга
16 ноября 2023
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемологии" информирует
Памятка потребителю
Услуги каршеринга
Услуга каршеринга – это предоставление легковых автомобилей в краткосрочную аренду физическим лицам для личных целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Аренда машин производится у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц (далее – арендодатель, исполнитель). Для того, чтобы воспользоваться каршерингом, потребитель должен иметь право управления транспортным средством.
ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА КАРШЕРИНГА
- Заключение договора происходит дистанционным способом – путём создания учетной записи пользователя на интернет – сайте или в мобильном приложении исполнителя услуг.
- Потребителю необходимо указать сведения о документах, подтверждающих его личность и право на управление транспортным средством, отсканировать (сфотографировать) документы.
Заключая договор каршеринга, потребитель присоединяется ко всем его условиям, а также правилам оказания услуг, разработанным исполнителем. Текст договора каршеринга и правила оказания услуг исполнителя предоставляются только в электронном виде. |
Обратите внимание на следующие условия договора:
- порядок приема автомобиля в аренду
Так как договор заключается дистанционным способом, осмотр автомобиля в присутствии арендодателя не производится, какой-либо акт приемки-передачи автомобиля не составляется.
Поэтому перед началом аренды потребителю необходимо осмотреть внешний вид автомобиля и его салон на наличие повреждений. Выявленные недостатки нужно сфотографировать и отправить фотографии арендодателю.
Каждый арендодатель вправе устанавливать в договоре свои требования к фотографиям недостатков автомобиля. Несоблюдение таких требований может быть расценено арендодателем как принятие машины без замечаний. Если потребитель не зафиксировал недостатки и начал аренду, значит он принял автомобиль в надлежащем состоянии. |
- порядок завершения аренды автомобиля
Автомобиль можно оставлять только в пределах зон парковки, указанных арендодателем. По окончанию движения необходимо вновь сфотографировать машину, чтобы зафиксировать ее возврат в надлежащем состоянии.
Ответственность за состояние автомобиля несет последний водитель, поэтому невнимательность, ненадлежащий осмотр машины или неправильная фиксация недостатков по окончанию движения может в последующем привести к возникновению у потребителя обязанности возместить арендодателю стоимость ремонта автомобиля. |
- ответственность потребителя за нарушение правил использования автомобиля
Арендодатель может устанавливать правила использования автомобиля и ответственность потребителя за их нарушения в виде штрафов и неустоек.
Например, использование транспортного средства для дрифта влечет штраф в размере 150 000 руб. Распитие алкогольных напитков в салоне автомобиля – штраф в размер 100 000 руб. Передача автомобиля лицу, не имеющему право на его управление, – штраф в размере 300 000 руб.
Арендодатели зачастую устанавливают штрафы за допущенные при движении на арендованном автомобиле нарушения Правил дорожного движения. Например, проезд на красный сигнал светофора – штраф в размере 50 000 руб.
Размеры штрафов, ситуации, при которых арендодатель может взыскать с потребителя неустойку, убытки, свои расходы обязательно должны быть прописаны в условиях договора каршеринга и правилах оказания услуг |
БЕЗАКЦЕПТНЫЙ ПОРЯДОК ОПЛАТЫ УСЛУГ КАРШЕРИНГА
Для оплаты услуг каршеринга потребитель вводит данные банковской карты и, чаще всего, «привязывает» ее к своей учётной записи.
В договорах каршеринга предусмотрено право арендодателя на безакцептное списание денежных средств с банковской карты потребителя - то есть заранее данное потребителем согласие на такое списание.
Безакцептное списание происходит не только при оплате услуг аренды автомобиля, но и за различные штрафные санкции и неустойки, установленные исполнителем, а также в счет возмещения понесенных исполнителем по вине потребителя расходов, например, на ремонт транспортного средства.
Условие договора о безакцептном списании должно содержать указание на сумму, которая будет автоматически списываться из средств потребителя, либо порядок определения такой суммы.
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ КАРШЕРИНГА
- Возложение на потребителя ответственности за повреждения транспортного средства
После использования автомобиля потребитель может получить от арендодателя требование о необходимости возместить стоимость его ремонта. Это происходит в случае, если потребитель ненадлежащим образом принял автомобиль, не заметил имеющиеся повреждения либо по окончанию аренды не сфотографировал его состояние.
Доказать отсутствие вины в повреждении автомобиля можно путем предоставления соответствующих доказательств - фотографии, записи с видеорегистратора, камер наблюдения, свидетельские показания и другое.
Арендовать машину лучше в дневное время, когда вы сможете осмотреть автомобиль и выявить все дефекты на кузове и в салоне. По этой причине же не стоит брать в аренду грязные автомобили, поскольку осмотреть их затруднительно.
- Взыскание с потребителя штрафов и неустоек, установленных исполнителем
Арендодатель может списать с банковской карты потребителя или предъявить ему требование об уплате предусмотренных договором штрафов и неустоек
При этом, установление арендодателем крупных размеров штрафов само по себе не свидетельствует о нарушении прав потребителя. Однако, если подлежащие уплате неустойки и штрафы явно несоразмерны последствиям нарушения обязательств, потребитель вправе оспорить их в суде и требовать уменьшение размера штрафов.
Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с продавцом товаров, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф).
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8-800-555-49-43
Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». При использовании памятки ссылка на сайт www.66.rospotrebnadzor.ru обязательна.
Свежие публикации данной категории
1 апреля Горячая линия по вопросам организации питания в образовательных учреждениях
21 марта Роспотребнадзор разъясняет можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат
20 марта ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ ОДЕЖДЫ
18 марта О проведении конкурса эссе на тему «Искусственный интеллект на страже безопасности товаров и услуг»