Слободо-Туринский муниципальный район

 
Свердловская область, с. Туринская Слобода, ул. Ленина, д. 1
Телефон, факс: +7 (34361) 2-10-51
E-mail: slturadmin@mail.ru

 

Приветствие
Главы Слободо-Туринского
муниципального района

Обращение граждан
Написать сообщение
Главе района

Приемная On-Line
Задать вопрос специалистам
Администрации МО

Контакты
Контактная информация,
обратная связь

*** 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне *** Ваше здоровье – это основа Вашего будущего. Задумайтесь о будущем сегодня - пройдите диспансеризацию ***
Главная / Профилактика экстремизма / Информационные сообщения / КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

27 января

Информационные сообщения

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

   «Русь столкнулась с народами, исповедующими ислам, вскоре после его выхода за пределы Аравийского полуострова. Более близкие контакты были установлены в эпоху зависимости Руси от Золотой Орды, после принятия этим государством ислама, а затем в войнах с Турцией и Ираном. Роль ислама учитывалась при присоединении Поволжья и Сибири к Московскому государству, Кавказа и Средней Азии к Российской империи.

   К настоящему времени в России ислам -религия значительной части населения (по разным данным от 12 до 20 млн. чел.). Основные регионы распространения ислама в России - Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города: Москва, Санкт-Петербург и др. Значительные мусульманские общины есть во многих регионах Российской Федерации. Мусульмане составляют в РФ более 8% населения, по большей части это не мигранты, а коренные жители. Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кумыки, ингуши и часть осетин. Значительная часть этих народов проживает в национально-государственных образованиях -субъектах РФ: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Татарстан, Чечня.

   Формально на территории современной Российской Федерации впервые мусульмане появились в 651 г., когда в ходе арабо-хазарских войн впервые арабами был захвачен г. Дербент. Но прочно закрепиться в Дербенте арабы смогли только в 733-734 гг., во времена правления Маслама ибн Абд аль-Малика. Процесс исламизации Северного Кавказа завершился в конце XIX в.

   Временем официального принятия ислама народами Поволжья и Приуралья -Волжской Булгарии -считается 922 г. -дата прибытия делегации Багдадского халифата, секретарем которого был арабский путешественник и писатель Ибн Фадланом. Но исторические источники указывайте на наличие мусульман в Волжской Булгарии и до 922 г.

   Первые контакты славян с мусульманами относятся к VII— IX в. и принимают форму политических и культурно-экономических отношений с булгарами, жителями Хорезма и т.д. Соседями Руси всегда были мусульманские государства: Волжская Булгария, позже Золотая Орда, распавшаяся на Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. Период X—XVI вв. характеризовался как в начале торгово-экономическим партнерством, так в последствии военно-политическим противоборством, закончившимся включением при Иване IV Г розном в состав Московского государства мусульманского Поволжья и части Сибири.

   Новый этап истории ислама в России охватывает период с XVIII до начала XX вв. Безуспешность попыток обратить в православие мусульманских подданных и постепенное превращение страны в полиэтническую и многоконфессиональную державу побуждает российских государей, начиная с Екатерины II, к поиску форм более конструктивного диалога с исламом.

   В 1773 г. Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий», в соответствии с которым ислам стал религией, официально признанной в Российской империи. В 1783 г., после присоединения к России ещё одного мусульманского региона -Крымского ханства, Екатерина II специальным манифестом подтвердила право российских мусульман исповедовать свою веру. Мусульманам было разрешено строить новые мечети. В 1782 г. в Уфе был основан муфтият. Мусульманские священнослужители, таким образом, были выделены в особое духовное сословие. А в 1784 г. татарская и 3 Доклад подготовлен и прочитан Старостиным А.Н. на семинаре «Формы и методы организационной и просветительской работы с вновь прибывшими на территорию Свердловской области представителями национальных диаспор» в с. Аракаево Нижнесергинского муниципального района Свердловской области 30 сентября 2014 г. башкирская знать получила права российского дворянства.

   Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Все мусульманские общины, за исключением Таврической губернии (Крым), в тот период были подчинены этому Духовному Собранию. В 1831 г. Указом императора Николая I было учреждено Таврическое Духовное Управление.

   В XVIII—XIX вв. государственная власть поддерживала лояльное мусульманское духовенство, в России был издан полный арабский текст Корана, открылись типографии для издания исламской литературы. И хотя ислам продолжал оставаться неуравненным в правах с Православием, общность исторической судьбы осознавалась как с русской, так и с мусульманской стороны. В качестве подтверждения приведем активное участие мусульман в войне с Наполеоном в составе Российской армии и в других войнах Российской империи в более позднее время. В конце XIX - начале XX вв. в Российской империи набирает силу просветительское движение джадидизма, происходит реформа исламского образования, появляются новые медресе, сочетающие в себе религиозные и светские науки, в ходе выборов в Государственную Думу возникает мусульманская фракция.

   На территории Поволжья, Приуралья и Кавказа ислам, с одной стороны, вытеснял местные традиционные верования и обычаи, создавал новую социально-культурную общность из различных этнических групп, а с другой — приспосабливался к местным условиям.

   В советский период положение ислама, как и других конфессий, усложнилось. На смену сближению с «революционными беднейшими слоями Востока» начала 1920-х гг. пришло усиление политического и идеологического давления, что привело к неожиданному результату. Поразительно прочное и устойчивое к воздействиям извне мусульманское общество «переварило» навязываемые новшества, внешне приняв советские и социалистические формы, но, по сути, сохранив традиционные уклады хозяйствования, организации семейно-родственных связей, нравственно-правовых и социально-политических отношений. Так, выжившие в исламских регионах привилегированные сословия составили ядро местной интеллигенции и государственно-партийной номенклатуры. Колхозы и совхозы во многих случаях скрывали существование традиционной общинной собственности, в рамках которой бригады совпадали с родственными кланами — авлодами, звенья — с отдельными семьями. Именно этими причинами можно объяснить, с одной стороны, относительную легкость и безболезненность принятия исламскими народами социалистических реформ, а с другой, сохранение уряда из них в постсоветский период прежних правящих режимов. Оживление религиозной жизни в мусульманских районах СССР в преддверии распада страны сопровождалось процессом реисламизации, который затронул и мусульманские народы России. Характер процесса реисламизации определялся степенью приобщенности к исламу тех народов, которые его исповедовали. Те, кто принял ислам давно, например татары, обладали развитой религиозной культурой и знанием шариата.

   Для них реисламизаиия сводилась, прежде всего, к попыткам восстановить утраченные позиции ислама. Другие народы, приверженные в прошлом, по большей части, к обычному праву, нежели к шариату, обладали ограниченными знаниями о религии; третьи сохраняли приверженность исламу по традиции. При этом обрядовая сторона ислама доминирует над проблемами догматики, усвоение которых представляет сложный и долговременный процесс. В этих условиях лидеры мусульманских общин уделяют преимущественное внимание исламскому просвещению. Ислам в определенном смысле противостоит конфликтам в их местных проявлениях. Однако не удается преодолеть дезинтегрирующие тенденции в общинах. Одновременно ислам используется в целях этнической консолидации.

   В РФ действуют более 80 образованных по территориальному и национально-территориальному принципу духовных управлений мусульман, и процесс образования новых мусульманских организаций не завершен.

   В середине 1990-х гг. в Центральной России, Поволжье, Приуралье, Сибири и на Дальнем Востоке сложилось 3 крупнейших мусульманских религиозных центра, к которым примкнуло подавляющее число муфтиятов: Центральное Духовное Управление мусульман России (ЦДУМ, председатель Т. Таджуддин); Совет муфтиев России (во главе с Р. Гайнутдином) и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (во главе с И.А. Бердиевым). В 2016 г. было образовано еще одно общероссийское мусульманское объединение -Мусульманское духовное собрание России (во главе с муфтием А.Кргановым).

   Большинство российских мусульман принадлежит к тюркским народам, проявляющим определенное желание к сближению друг с другом, с некоторыми народами СНГ и «дальнего» зарубежья. Основная часть мусульманского населения России -татары, 2 место среди мусульман занимают башкиры. Однако в 2000-2010-е гг. этническое лицо российского ислама существенно изменилось вследствие интенсивных миграционных процессов: в России стали постоянно находиться сотни тысяч выходцев из республик Средней Азии и Азербайджана.

   Значительную роль в жизни исламских народов России, особенно Северного Кавказа, продолжают играть суфийские ордена, которые представляют мощную не только религиозную, но и социально-политическую силу. На Северном Кавказе в XIX в. распространилось учение двух суфийских орденов (братств) -Накшбандийского и Кадирийского.

   События в мусульманском «ближнем» (6 мусульманских государств с общей численностью населения более 55 млн. чел.) и «дальнем» (более 60 стран мира, в том числе находящихся в непосредственной близости от границ РФ, где исламские общины составляют большинство или влиятельное меньшинство населения) оказывают непосредственное воздействие на ситуацию в исламских регионах России. В целом исламский фундаментализм не получил широкого распространения в России, однако тенденция к политизации ислама сохраняется, имеются случаи религиозного экстремизма и терроризма под исламистскими лозунгами, осуждаемого мусульманским духовенством и российскими властями.

 

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

   История и культура Свердловской области или Среднего Урала, как часто называют этот регион, тесно связана с исламом. Здесь многие сотни лет жили мусульмане, работали мечети, существовали деревни, компактно населенные исповедующими ислам башкирами и татарами. Многие мусульмане прославили Екатеринбург и Свердловскую область на всю страну. Но географическое название региона -Средний Урал -точно отражает позиции ислама на его территории. Оно именно «среднее»: мусульмане на Среднем Урале есть, но они никогда не являлись большинством. Исламский фактор присутствует, и, конечно же, его учитывают политики и ученые, но он занимает свою определенную нишу и не хочет или не может пока выйти за ее пределы. Свердловская область представляется «средним, серединным» регионом еще и потому, что исторически располагалась между несколькими крупными региональными центрами ислама - Поволжским, Центрально-Азиатским и Сибирским, которые на протяжении столетий оказывали и продолжают оказывать влияние на развитие ислама на Среднем Урале. Можно сказать, что Свердловская область -это «усредненный портрет» всей нашей страны, в чьей жизни ислам уже больше тысячи лет является чрезвычайно важным, хотя и не всегда и не всеми осознаваемым фактором.

   Датировка прихода ислама на территорию региона вызывает затруднения, поскольку в Свердловской области не обнаружено исламских археологических памятников древнее XVI в. Однако, опираясь на археологические находки в Прикамье и Западной Сибири, можно с уверенностью сказать, что знакомство жителей края с исламом состоялось задолго до этой даты. Известно, что купцы из Волжской Булгарии осуществляли торговлю с финно-угорским населением края с X в. В Прикамье они строили городки и торговые фактории, на территории которых имелись мечети. Проф. А. М. Белавин обнаружил на территории Рождественского археологического комплекса предположительно фундамент каменной мечети, датируемой этим временем. Ф. Баязитова в одной из своих статей отмечает, что территория современного Красноуфимского района Свердловской области посещалась булгарами. В окрестностях Чердыни (Пермский край) находят иранские и арабские серебряные монеты и предметы домонгольского периода, что свидетельствует об интенсивных торговых контактах населения. У восточных стран вызывала интерес, прежде всего, уральская пушнина, так что торговля в первую очередь способствовала знакомству с исламом населения Урала. Посредством мирной проповеди происходил и малоизученный процесс исламизации угорского населения Среднего Урала.

   Более поздним источником проникновения ислама на территорию региона является Западная Сибирь, куда в XIV в., а по последним данным, может быть и на два столетия раньше, его принесли 1пейхи-миссионеры из Центральной Азии. В XV-XVI вв. территория современной Свердловской области входила в зону влияния Тюменского и Сибирского ханств. На территории Среднего Урала находился Епанчин-Юрт (ныне г.Туринск) мурзы Епанзы (Япандзы) - небольшой татарский город, обнесенный деревянным частоколом на правом берегу р. Туры. Именно тут произошла первая серьезная стычка казаков атамана Ермака с татарскими отрядами хана Кучума в 1582 г. По данным краеведов, в этом татарском городе имелась и мечеть. Исламское влияние со стороны Сибири прослеживается в исламизации коренного нетюркского населения. АвторСибирской летописи 1636 г. Савва Есипов утверждал, что «тотаровя» р. Тура (верхотурские, туринские татары) исповедовали ислам уже в середине XVII в. -«закон Моаметов держат».

   Территория Среднего Урала вновь подверглась серьезному исламскому влиянию из Поволжскогоцентра после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Татары из Среднего Поволжья бежали в малозаселенный Урал. Они селились у башкир на правах припуска, укрепляя ислам среди родственного башкирского народа. Некоторым татарским деревням, стоящим по течению р. Уфы, более 400 лет. Самым древним на сегодня исламским памятником является надмогильный камень на кладбище д. Усть-Бугалыш Красноуфимского района, на котором обозначена дата по хиджре, соответствующая 1515 г.

   Источники XVII-XVIII вв. фиксируют наличие мечетей в татарских и башкирских деревнях края. Это столетие стало временем борьбы государства с исламом -жестоко подавлялись башкирские восстания, насильственно крестили пленных башкир, возвратившихся в ислам казнили. Были организованы православные миссионерские экспедиции с целью крещения манси, часть которых исповедовала ислам. В то же время именно к этому периоду относятся первые попытки построения нормальных взаимоотношений с мусульманским населением края. Стабилизировало обстановку учреждение Екатериной II в кон. XVIII в. Оренбургского магометанского духовного собрания, что способствовало развитию ислама во всем Уральском регионе. Особенно интенсивным оно стало после реформ Александра II, когда большое количество крестьян, в т.ч. татар и башкир, страдавших от обезземеливания и отсутствия средств к существованию, устремились в города и горнозаводские поселки, где они формировали мусульманские общины, строили мечети и молельные дома, организовывали благотворительные общества, которые занимались организацией просветительских учреждений и помощью обездоленным единоверцам. В начале XX в. на территории нынешней Свердловской области действовали Екатеринбургское мусульманское благотворительное общество, Красноуфимское и Нижнетагильское мусульманские культурно-экономические и благотворительные общества. Крупными меценатами были купцы Агафуровы, Богатиевы, М. X. Хабибуллин.

   На протяжении второй половины XIX - начала XX вв. количество мечетей в Пермской губернии, куда входила территория современной Свердловской области, увеличилось со 151 в 1856 до 338 в 1922 гг. Большая их часть располагалась в татарских и башкирских деревнях, которые имели устойчивое экономическое положение -так, например, в с. Азигулово перед революцией было 3 мечети. В восточных уездах Пермской губернии, которые по большей части сегодня составляют территорию Свердловской области, также было значительное количество мечетей: в Красноуфимском -89, в Екатеринбургском -32, в Верхотурском -9, в Ирбитском -4. Количество мечетей начало особенно заметно увеличиваться после публикации подписанного Николаем II Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату «Об укреплении начал веротерпимости» и одноименного Высочайшее утвержденного Положения Комитета министров от 17.04.1905 г. Рост влияния ислама и возвращение к вере предков крещеных татар вызывал серьезное беспокойство у Православной церкви. Поэтому в 1910 г. была учреждена Против омусульманская миссия Екатеринбургской епархии. Но в действительности конец спокойному существованию ислама положили события, последовавшие вслед за 1917 г.

   Мусульмане региона приняли активное участие в событиях Гражданской войны под руководством братьев Галиуллы и Самигуллы Касимовых, Сахиб-Гарея Саид-Галиева. Был создан I мусульманский революционный батальон Урала, сочувствовавший идеям ВКП(б). Но значительное количество мулл и купцов, в т.ч. Агафуровы, ушли вместе с войсками А.В. Колчака на восток. Они словно предчувствовали, что лозунги советской власти о свободе вероисповедания и праве наций на самоопределение окажутся фикцией.

     На Среднем Урале начался постепенный процесс уничтожения институтов мусульманских общин: начавшись с создания советской системы образования для мусульман в 1920-е гг., этот процесс завершился массовым закрытием мечетей (из 88 имевшихся на территории области мечетей в послевоенный период легально действовали лишь 2), организацией политических процессов против мусульман вроде потрясающего своим цинизмом «Дела мюридизма на Среднем Урале» 1933 г. и репрессиями против духовных лидеров (из всего мусульманского духовенства Уральской области репрессий удалось избежать лишь 12% имамов, в то время как 44% были расстреляны, остальные -арестованы).

   Несмотря на запущенный процесс уничтожения ислама, ряду общин и мечетей удалось уцелеть и продолжить свою деятельность. Так, мечети д. Новый Бугалыш и г. Кушва работали легально. В основном же религиозная жизнь протекала в рамках незарегистрированных мусульманских общин, которых, по данным властей на 1959 г., насчитывалось 36 и они объединяли около 5 тыс. чел. Жизнью уральских мусульман руководили неофициальные муллы, функции которых брали на себя «наиболее грамотные, сведущие в религиозных делах верующие», которые «читают молитвы из Корана» и «совершают обряды погребения умерших по религиозным обрядам», -отмечал Уполномоченный Совета по делам религий СНК СССР по Свердловской области. О степени религиозности татаро-башкирского населения региона свидетельствуют данные статистики аппарата Уполномоченного -в 1980-е гг. до 90% захоронений у татаробашкирского населения совершалось по исламскому обряду. В то же время верующие родители обучали своих детей лишь основным постулатам веры - есть Бог, его зовут Аллах, перед любым действием нужно говорить «бисмиллях», нельзя есть свинину и пить водку. Большему учить просто боялись, т.к. помнили суровые репрессии, которым подвергались верующие в сталинское время. Тем не менее, и сохранившаяся на бытовом уровне религиозность послужила благоприятной базой для начавшегося в 1980-е гг. религиозного возрождения. Уже в 1982 г. власти Свердловской области дали добро на официальную регистрацию мусульманской общины г. Свердловска, сумевшую приобрести дом, переделанный под мусаллю. А после провозглашенной М.С. Горбачевым «перестройки» начали легализовываться и сохранившиеся мусульманские общины в селах и городах Свердловской области.

   Процессы религиозного и национального возрождения в конце 1980-х -начале 1990-х гг. на Среднем Урале шли параллельно. Не случайно созданный в те годы татарский благотворительный фонд «Якташ» занимался одновременно и вопросами развития татарской культуры, и вопросами ислама. Первым официальным руководителем мусульман Свердловской области стал Гумар Абдрахманович Валеев, который в 1988 г. был назначен председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), муфтием Талгатом Таджутдином имам-хатыбом молитвенного дома Екатеринбурга. 15 января 1991 г. он был назначен имам-мухтасибом Свердловского мухтасибата с приданием под его юрисдикцию мусульманских объединений Свердловской и Челябинской областей. Также ему было поручено курировать Курганскую область.

   В 1991-1992 гг. он практически все время находился в командировках по Курганской, Челябинской и Свердловской областям, по Башкирии. За годы своей работы он помог мусульманам открыть 67 мечетей в этих регионах. Гумар Валеев проводил учредительные собрания мусульманских организаций, помогал оформлять протоколы, готовил уставные документы для регистрации общин, консультировал по вопросам строительства мечетей, читал лекции, проводил маджлисы, участвовал в различных круглых столах. Передвигался на поездах и электричках с рюкзаком за спиной. В рюкзаке -мусульманские книги для новых мечетей.

   В 1992 г. из-за сложной политической обстановки в ДУМЕС в ряде российских регионов произошли кадровые изменения. Новым имам-мухтасибом Свердловского мухтасибата был назначен Сибгатулла Сунагатович Сайдулин. В мае 1994 г. Свердловский мухтасибат был преобразован в Региональное Духовное управление мусульман Свердловской области (РДУМСО), которое и возглавил Сайдулин, став первым муфтием Свердловской области. На базе молельного дома г. Екатеринбурга при нем была сооружена в 1994 г. первая настоящая мечеть. Он продолжил работу по восстановлению юридического статуса и возрождению религиозной жизни в мусульманских общинах Свердловской области. К 2000 г. в Свердловской области действовало 48 мечетей, молельных домов и помещений. У мусульманской общины были установлены хорошие связи с руководством РПЦ и иудейской общины, проводилась значительная просветительская работа с заключенными, солдатами срочной службы, социально-незащищенными слоями населения. В то же время существенно ухудшились взаимоотношения с представителями бизнес-структур и властями, ранее оказывавших поддержку муфтияту, далеко не все проблемы сельских и городских махаллей решались своевременно, многие руководители местных общин были недовольны авторитарным стилем руководства, что породило внутреннюю оппозицию в муфтияте.

   Эти факторы способствовали появлению в Свердловской области альтернативных мусульманских организаций. В конце 1999 г. было официально зарегистрировано Казыятское управление мусульман Свердловской области (КУМСО) юрисдикции ДУМ Азиатской части России, в которое вошли несколько городских общин и большинство общин юго-запада Свердловской области, где находились места компактного проживания татар и башкир. Возглавил КУМСО имам мечети г. Первоуральск Данис Маликович Давлетов. Казыятское управление начало вести активную работу в деле исламского просвещения, строительства мечетей, создания исламских СМИ и социальной работе. В 2016 г. оно было переименовано в Муфтият Урала и Свердловской области, которое возглавил Фаузи Сидо.

   В 2004 г. в г. Верхняя Пышма на базе красивейшей в регионе «Медной» мечети им. имама И. аль-Бухари появилась первая в Свердловской области община юрисдикции ДУМ Европейской части России во главе с имам-хатыбом Айратом Мухаметзяновым.

   Общиной была проделана большая работа по созданию в г. Верхняя Пышма исламской инфраструктуры, в частности, в 2009-2010 гг. был разработан проект строительства па базе «Медной» мечети среднего мусульманского медресе и халяльного ресторана. В 2011 г. на территории первой мечети г. Верхняя Пышма был организован мусульманский ритуальный комплекс, в котором есть помещение для омовения покойных, а на Горьковском автозаводе был приобретен специальный мусульманский катафалк. Впоследствии в юрисдикции ДУМЕР (с 2013 г. ДУМ РФ) было зарегистрировано еще несколько мусульманских общин. В 2016 г. на их базе было создано Духовное управление мусульман Свердловской области (Уральский мухтасибат), которое возглавил имам-мухтасиб Артур Равилевич Мухутдинов.

   В ноябре 2009 г. в РДУМСО произошли кадровые изменения. Муфтий С.С.Сайдулин был отправлен в отставку Талгатом Таджутдином, а вместо него муфтием Свердловской области был назначен Равиль Данович Мамлеев. Новый муфтий сосредоточился на работе по решению проблем мусульманских общин, действующих в юрисдикции РДУМСО, просветительской деятельности и реализации социально-значимых проектов. Не согласившийся со своей отставкой Сибагатулла Сайдулин создал альтернативный муфтият - ДУМ Урала, вошедший в Российскую ассоциацию исламского согласия. Он был образован на базе вновь созданных нескольких мусульманских общин в Свердловской области и одной мусульманской общины в Пермском крае. Муфтият сосредоточился на работе с военнослужащими-мусульманами и социальной работе.

   В ходе дезинтеграционных процессов выделились мусульманские общины, которые не пожелали примыкать ни к одной из имеющихся в регионе организаций и предпочли действовать независимо. Узнав о готовящихся поправках в Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым независимые местные религиозные организации будут существенно ограничены в правах, если не войдут в состав централизованных, ряд независимых мусульманских общин Свердловской области приняли решение создать отдельную централизованную религиозную организацию (ЦРО) -Мусульманское Духовное Собрание Свердловской области. В качестве координатора ее духовным руководителем стал имам-хатыб мечети г. Березовский Радифулла Рафаилович Гиндуллин. В конце 2014 г. после отъезда в Уфу Р.Д. Мамлеева Радифулла Гиндуллин фарман-указом верховного муфтия ЦДУМ России Талгата Таджуддина был назначен главным имам-ахундом РДУМСО.

   В 2013 г. было создано Духовное управление мусульман Свердловской области (Центральный муфтият), которое объединило ряд мусульманских общин на востоке Свердловской области. Его возглавил председатель ММРО "Изге калимат" г.Екатеринбург Абдуль-Куддусс Ашарин. ДУМСО создало несколько новых молитвенных домов, активно участвует в межконфессиональном диалоге, профилактике экстремизма, социокультурной адаптации мигрантов. В 2015 г. был начат процесс вхождения ДУМСО в состав ДУМ Российской Федерации (возглавляет муфтий Равиль Еайнутдин).

   Таким образом, Свердловская область, пожалуй, является регионом-рекордсменом, ведь здесь действуют мусульманские общины, входящие в шесть различных централизованных религиозных организаций. Такого многообразия духовных управлений в России нет больше нигде. Кроме того, существует ряд независимых мусульманских общин, которые действуют сугубо автономно. Однако, несмотря на многообразие мусульманских духовных центров, в регионе с 2009 г. все более ощущается тенденция на интегральное взаимодействие мусульманских общин вне зависимости от их юрисдикций.

   Наиболее активные имамы, работающие в юрисдикции различных ЦРО, проводят совместные просветительские и благотворительные мероприятия, направленные на различные категории населения: детей, женщин, пенсионеров, социально незащищенные слои населения. Это взаимодействие, прежде всего, обосновано личными дружескими взаимоотношениями части религиозных деятелей и их искренним желанием работать на благо мусульман.

   Также необходимо отметить, что за последнее десятилетие существенное влияние на развитие мусульманского сообщества Среднего Урала оказали миграционные процессы. С увеличением количества внутренних и внешних мигрантов, прибывающих в Свердловскую область из республик Центральной Азии и Кавказа, именно они стали составлять большинство прихожан в мечетях Екатеринбургской агломерации и других крупных городов региона. Религиозные организации прикладывают максимальные усилия для социокультурной адаптации мигрантов-мусульман в российское общество.

   В Свердловской области, по данным переписи населения 2010 г., проживает 216 001 представителей народов, традиционно исповедующих ислам, или 5,3% от общего числа жителей региона. По данным на апрель 2015 г. на Среднем Урале насчитывалось 91 мусульманских молитвенных помещений (мечети, молитвенные дома и молитвенные комнаты), включая как действующие храмы, так и те, чье строительство еще не завершено. В том числе в системе ЕУФСИН работает три мечети (в ИК-2, ИК-12 и ИК-62) и десять молельных комнат (колонии №№5, 10, 12, 13, 15, 18, 24, 54, 66 и лечебно-исправительное учреждение №23) [данные 2011 г.].


Наверх страницы